24 октября 2024 г. в Москве состоялось открытие международной научно-практической конференции «Проектирование, строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры в сложных климатических и инженерно-геологических условиях». В число организаторов и участников мероприятия вошли члены Отделения наук о Земле РАН, сотрудники институтов Российской академии наук, а также представители университетов Китайской Народной Республики.
Мероприятие открыл ректор Российского университета транспорта Александр Климов.
«Тема конференции, строительство в сложных условиях, в условиях вечной мерзлоты, сейчас становится все более и более актуальной», – отметил он. В настоящее время завершается подготовка крупнейших национальных проектов. Развитие транспортной инфраструктуры задает новые требования к строительству и эксплуатации инфраструктурных объектов. «Поддержка со стороны ученых является обязательным элементом реализации этих глобальных, грандиозных планов Российской Федерации», – сообщил Александр Климов.
От имени Отделения наук о Земле собравшихся приветствовал заместитель академика-секретаря ОНЗ РАН, заместитель директора по научной работе Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН член-корреспондент РАН Алексей Собисевич.
«Отделение наук о Земле представлено в оргкомитете самыми выдающимися учеными-геофизиками, географами нашего отделения», – отметил он.
А.Л. Собисевич указал на высокий научный уровень докладов, широкую географию участников и завершил речь пожеланием успешной работы.
Директор Геофизического центра РАН, член-корреспондент РАН, член Научного совета «Окружающая среда и транспорт» Анатолий Соловьёв в приветственном слове подчеркнул мультидисциплинарность транспортной науки и ее роль в развитии наиболее прогрессивных технологий в Арктике. Устойчивое функционирование транспортных систем требует детального изучения процессов, происходящих во внешних и во внутренних оболочках Земли. Он отметил, что большая часть докладов участников конференции посвящена сопутствующим исследованиям, в том числе климатических процессов и окружающей среды в целом.
«Я хочу пожелать всем продуктивной работы и эффективных дискуссий на стыке различных наук», – завершил речь А.А. Соловьёв.
Заседание открыл доклад ведущего научного сотрудника Геофизического центра РАН д.ф.-м.н. Андрея Костяного «Геоинформационный анализ изменений регионального климата в Центральной и Западной частях Арктического региона России для развития железнодорожного транспорта», выполненный в соавторстве с заместителями председателя Научного совета «Окружающая среда и транспорт» академиком РАН Алексеем Гвишиани, членом-корреспондентом РАН Игорем Розенбергом, а также членом-корреспондентом РАН А.А. Соловьевым и другими).
А.Г. Костяной рассказал об исследованиях, которые вносят вклад в устойчивое развитие железнодорожной инфраструктуры и ее адаптацию к изменению климата. Ученые разработали электронные атласы, которые отражают изменения основных гидрометеорологических параметров российской Арктики. В частности, докладчик осветил создание атласа прогноза климатических изменений основных гидрометеорлогических параметров центральной и западной части российской Арктики за период с 2023 по 2064 год. Работа включает данные с учетом трех сценариев возможного изменения климатических параметров, характеризующих низкий, средний и высокий уровень эмиссии парниковых газов. Были исследованы температура воздуха у поверхности Земли, общее количество осадков, скорость ветра у поверхности Земли, температура почвы и другое. Всего было построено более 400 карт с различными характеристиками исследуемых параметров. А.Г. Костяной остановился на прогнозе изменений температуры за период с 2053 по 2064 год.
«При худшем сценарии температура вырастет до 6 градусов от максимальных величин», – отметил докладчик.
Параллельно состоялись заседания секций, на которых рассматривались конструктивные элементы и технологии транспортных сооружений в сложных условиях; использование полимерных материалов в Арктической зоне; закономерности изменения свойств многолетнемерзлых и оттаивающих грунтов и конструктивно-технологические решения по инженерной защите транспортных сооружений; развитие средств мониторинга и диагностики объектов транспортной инфраструктуры.
Во второй день конференции свою участники продолжили работу в рамках заседаний секций, а также состоялась пленарная встреча, посвященноя проявлениям геодинамических процессов, способам их мониторинга и обеспечению сейсмической безопасности транспортных объектов, а также засеряд секций.
В частности, член-корреспондент РАН Михаил Железняк, директор Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, рассказал об опытном мерзлотно-климатическом районировании федеральной автомобильной дороги Р-504 «Колыма». И. о. заведующего лабораторией общей геокриологии вышеупомянутого института к.г.-м.н. Игорь Сыромятников поделился опытом организации геотехнического мониторинга автомобильных дорог в криолитозоне.
С докладом об актуальности и специфике научно-технического сопровождения инженерных изысканий и проектирования линейных сооружений в криолитозоне выступили сотрудники Института криосферы Земли Тюменского научного центра СО РАН д.г.-м.н. Феликс Ривкин и д.г.-м.н. Дмитрий Дроздов, а также Владимир Лехт («Тоннельная Ассоциация России»).
Всего в ходе проведения конференции было представлено 78 исследований на тему новых материалов и технологий для повышения надежности инфраструктуры, методам термостабилизации мерзлых грунтов, нейронным сетям для прогноза состояния оснований и методам мониторинга объектов.
26 октября 2024 г. конференция завершилась посещением Звенигородской биостанции геологического факультета МГУ. Гостей ознакомили с программой изучения термодинамики мерзлых грунтов в полевых условиях студентами и аспирантами, рассказали о применении сезонных охлаждающих установок для стабилизации грунтов оснований и методике изучения снегоотложений в разных ландшафтных условиях.