«В июне прошлого года состоялось знаковое событие: решением Президиума Российской академии наук был создан Научный совет РАН "Окружающая среда и транспорт". За поддержку нашей инициативы по созданию этого совета особо благодарю академиков Алдошина Сергея Михайловича, Бортникова Николая Стефановича и Матишова Геннадия Григорьевича», – отметил В. Г. Савельев.
«Развитие транспортной системы очень зависит от наукоёмких технологий. Отделение наук о Земле интересует влияние окружающей среды на транспортные системы и минимизация влияния транспортных систем на окружающую среду. Это множественные научные задачи, в решении которых задействованы практически все научные направления нашего отделения. Нас интересует влияние изменения климата, поскольку большое количество транспортных сооружений находится в условиях вечной мерзлоты. Исследуются системы управления, в том числе беспилотные. Изучаются арктические зоны, сейсмозоны, влияние магнитных полей на транспортную связь, системы автоматики и телемеханики: эти исследования мы проводим в Геофизическом центре РАН более двух лет».
Наша страна огромна, но малонаселена, в ней немало труднодоступных районов с суровым климатом». На северных территориях изменения климата происходят в два раза быстрее, чем на всей планете в среднем, а в арктической зоне – в четыре раза. В силу этого фактора строительство различных транспортных сетей, например, железной дороги «Северный широтный ход» и перспективных скоростных железнодорожных магистралей, в том числе трассы «Север – Юг», а также автомобильных дорог и других объектов транспортной инфраструктуры требует научного сопровождения.
Академик также указал на важность беспилотного транспорта, при использовании которого необходимо решать проблемы обеспечения безопасности. «Я знаю, как проводились испытания беспилотного железнодорожного транспорта: устанавливали манекен на железнодорожное полотно, и поезд должен был остановиться в сантиметрах от него. Это всё делает автоматика, в том числе с помощью технологий, основанных на методах искусственного интеллекта. Подобные технологии используются, например, и на беспилотных автомобилях. Но применение искусственного интеллекта требует контроля со стороны человека, особенно на транспорте», – заметил В. Г. Бондур.