Транспортная отрасль – один из ключевых драйверов экономики, и в то же время один из основных заказчиков для науки, сферы образования и технологий. От того, как будет развиваться транспортная наука, зависит не только будущее отрасли и национальной экономики, но и качество жизни граждан.
21 ноября 2024 г. в рамках проведения XVIII Международного форума и выставки «Транспорт России» в ходе панельной сессии «Отменять нельзя сотрудничать. Наука в контексте транспортной отрасли» эксперты транспортного и научного сообщества обсудили перспективы научного и технологического развития, стратегии дальнейшего взаимодействия ученых на международном уровне и кадровый потенциал отрасли.
Достижение целей и реализация задач, поставленных Президентом и Правительством России в рамках национальных стратегических документов – приоритет для укрепления и развития научного потенциала страны.
Заместитель Министра транспорта Константин Пашков напомнил, что в первый день Форума «Транспорт России» прошла дискуссия о научно-технологической поддержке мегапроектов, организованная Российской академией транспорта, в ходе которой поговорили и о финансовом обеспечении. Здесь важно отметить, что в арсенал проектных организаций привычно попадают те методы и технологии, которыми они располагают на данный момент. Наука же может предложить принципиально новые решения, поскольку наши ученые всегда находятся на пике информационной повестки. Такие решения могут дать существенную экономию средств. Так уже было при реализации беспрецедентного инфраструктурного проекта по строительству транспортных объектов к Олимпийским играм в Сочи, когда при разработке барьерных ограждений использовали новую технологию полимерных материалов.
Константин Пашков отметил, что в этом году отмечается 150 лет со дня рождения академика В.Н. Образцова – блестящего деятеля транспортной науки, действительного члена Академии наук СССР, возглавлявшего Отделение по транспорту. Министерством транспорта с причастными лицами готовится издание научных трудов В.Н. Образцова.
«Я хочу особые слова благодарности сказать в адрес Российской академии наук и ее президента Геннадия Яковлевича Красникова, который поддержал нашу большую научно-практическую конференцию, совета по вопросам транспорта при Отделении наук о земле, наших уважаемых академиков Николая Сергеевича Касимова и Алексея Джерменовича Гвишиани. За другой взгляд, другой подход. Мы перечитали Образцова, и хочу сказать, что для многих специалистов это стало его вторым рождением, его открытием, потому что та транспортная система, которую мы сегодня формируем, прослеживается в его работах», – подчеркнул замминистра транспорта.
Министерство транспорта активно развивает сотрудничество с Российской академией наук – в новый состав коллегии Минтранса, как и в Научно-технический совет при Министерстве, впервые за многие годы вошли действительные члены Российской академии наук. Транспортная отрасль сегодня испытывает голод в плане научной мысли, новых предложений, и на всех платформах звучат вопросы – что будет завтра, что дальше.
«Нам нужен прорыв. Это, может быть, будут другие виды тяги, качественно другое топливо. Нужно, чтобы как В.Н. Образцов это сделал сто лет назад. Чтобы ученые открыли нам это «окно» и сказали, посмотрите, вот ответ на ваш вопрос», – отметил заместитель Министра.
Ведущую роль отраслевого образования отметил Председатель Правительства Михаил Мишустин, посетивший Международный форум и выставку «Транспорт России» в День работника транспорта. Глава Правительства сказал о том, что России нужны инженеры транспорта – специалисты высокого уровня.
«Ни один из проектов мы не сможем реализовать без квалифицированных кадров. Крайне важно подготовить достаточное количество специалистов высокого, даже высочайшего уровня – Михаил Владимирович поставил задачу для всей нашей транспортной науки и транспортного образования», – добавил Константин Пашков.
Министерством транспорта подготовлен федеральный проект по развитию кадрового потенциала. Это беспрецедентное решение, потому что фактически в пакетах транспортных национальных проектов кадровой повестки до настоящего времени не было. Благодаря поддержке Президента России и поручениям по линии Госсовета, поддержке Минобрнауки для транспортных учебных заведений доступно участие в конкурсах и грантах. Так, например, Российский университет транспорта имеет тренажер по безэкипажному судовождению. Большую помощь отраслевым ВУЗам оказывают и транспортные компании. Особенностью транспортных ВУЗов является дорогая инфраструктура – учебные воздушные и водные суда, специальные лаборатории.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко обратила внимание на тот факт, что почти половина российских ученых – молодые люди до 39 лет, и именно они вносят самый значимый вклад в технологический прорыв.
Член Научного совета «Окружающая среда и транспорт», д.т.н. Александр Мишарин высказал мнение о том, что в России очень долгий путь от разработки до внедрения и предложил ввести механизм научно-технического сопровождения.
В ходе пленарной дискуссии представители органов государственной власти, научного сообщества и организаций из реального сектора экономики обсудили решения по сохранению глобальных лидерских позиций и конкурентоспособности транспортной науки России в условиях геополитического фона.